Социально-психологическое тестирование

Социально-психологическое тестирование

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.01.1998№ 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Приказа Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (далее — Порядок) тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования (вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчин?нности). В соответствии с Порядком организация социально-психологического тестирования (далее — тестирование) на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возложена на образовательные организации. Таким образом, действующее законодательство не подразумевает исключений для каких-либо образовательных организаций при проведении тестирования, а, следовательно, в СПТ обязаны принять участие все без исключения образовательные организации, расположенные на территории Камчатского края.

 КАКАЯ ДОЛЯ ПОДРОСТКОВ ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СПТ? КАК ДОСТИЧЬ «100 % ОХВАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ»?

Таких «нормативов» не существует. Тем не менее, следует отметить, что СПТ относится к мероприятиям первичной профилактики, которыми должны быть охвачены все подростки в возрасте от 13 до 18 лет. Опыт проведения социально-психологического тестирования свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают образовательные, организации, в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) используются принципы «командной работы». Необходимо подчеркнуть, что мотивация строится на личностно-профессиональном отношении педагогов к тому процессу, в который они предлагают включиться обучающимся и их родителям. Если педагогический коллектив не верит в эффективность проводимых профилактических мероприятий или настроен по отношению к ним негативно, усилия, направленные на расширение охвата обучающихся социально-психологическим тестированием, не будут иметь никакого успеха. Если педагог выходит к детям и их родителям без веры и понимания того, о чем ему предстоит говорить, то весьма вероятно, что эффект от его выступления, даже при идеальной реализации технологической стороны процесса, будет крайне низким. Поэтому проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательной организации должно начинаться с проведения обучающих мероприятий для педагогических работников. Таким образом, высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями (в том числе и проведение СПТ) в образовательной организации напрямую зависят от уровня мотивационной готовности педагогического коллектива к проведению тестирования в образовательной организации и слаженности командной работы.

ЗАЧЕМ ПРОВОДИТСЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ?

Социально-психологическое тестирование выявляет социально-психологические предпосылки, которые в определенных обстоятельствах могут спровоцировать желание попробовать наркотик. Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для подростка. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы. В случае если подросток имеет опыт наркопотребления, но еще не является зависимым, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации либо на базе специализированного центра.

КАК ОРГАНИЗОВАНА СИСТЕМА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?

В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раннее выявление незаконного потребления наркотиков в образовательной среде является одной из форм профилактики аддиктивного поведения и включает в себя 2 этапа:

· социально-психологическое тестирование (приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658);

· профилактические медицинские осмотры (приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н).

Этапы взаимосвязаны и последовательны.

КАК ОРГАНИЗОВАН ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ СПТ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ГОДА?

Для образовательных организаций рекомендуется следующий порядок действий:

· с 01 сентября до 01 октября — проведение информационно-разъяснительной кампании с родителями (закон) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися в образовательных организациях, для повышения активности участия и снижения количества отказов от участия СПТ. Разъяснения даются на родительских и классных собраниях, через выпуск специальной методической продукции (памятки, буклеты, бюллетени, методические рекомендации). Также на данном этапе осуществляется сбор добровольных письменных согласий на проведение тестирования; · с 15 сентября по 31 октября — проведение СПТ в сроки согласно графику проведения тестирования обучающихся в регионе;

· до 01 ноября — предоставление всех итоговых данных тестирования Региональному оператору;

· январь-май — оказание содействия в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся, разработка мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи и коррекционному сопровождению обучающихся, попавших в «группу риска» и включение их в план воспитательной работы. Таким образом, в рамках одного учебного года проходит вся работа по проведению тестирования.

КЕМ РАЗРАБОТАНА МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ И НА ЧТО ОНА НАПРАВЛЕНА?

Единая методика социально-психологического тестирования разработана специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Апробировалась в течение 2018–2019 учебного года. В апробации участвовало более 300 тысяч обучающихся. Методика имеет положительные экспертные заключения. Правообладателемметодики является Министерство просвещения Российской Федерации. Основной особенностью ЕМ СПТ является то, что она направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, соответственно, если с данной группой своевременно начать работу и устранить (минимизировать) факторы риска, способствующие возникновению дезадаптивных форм поведения, усилить факторы защиты, то повышается возможность благоприятного прогноза. Запомните! Методика не выявляет, употребляет ребенок наркотики или нет. Такое заключение о наркопотреблении может дать врач-нарколог. Поэтому дети с повышенной вероятностью вовлечения в  зависимое поведение не являются наркопотребителями. Таким образом, методика позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социальнопсихологических условий, в которых он находится.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ?

Конфиденциальная информация — доверительная, не подлежащая огласке, секретная.

Все результаты тестирования строго конфиденциальны! Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в соответствии с нормами закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» у ответственного за обеспечение конфиденциальности проведения СПТ и кодировку персональных данных, назначенного приказом директора образовательной организации. Контроль осуществляется членом администрации образовательной организации, ответственным за работу с персональными данными. Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому тестируемому (в случае достижения им возраста 15 лет), родителю (результаты тестируемого, не достигшего возраста 15 лет), а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации и отвечает за конфиденциальность информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ПРИСУТСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ?

В соответствии с п. 6. приказа Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» при проведении тестирования допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Обращение к родителям.

Обращение к учащимся.

Информированное согласие обучающихся.

Информированное согласие родителей.

 

Дата последнего обновления страницы 14.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения